Вебинар

Как научиться считать деньги в бизнесе?

О вебинаре

Вебинар провел Александр Афанасьев, сооснователь консалтингового бюро «Нескучные финансы», которое ведет управленческий учет в малом бизнесе.

Социальное предпринимательство – это разновидность бизнеса, где главной идеей является решение социальных проблем, однако, в отличие от чистой благотворительности, здесь также важны идеи самоокупаемости и прибыльности проекта.

Успешность предпринимателя определяется его способностью принимать взвешенные управленческие решения, которые будут оказывать влияние на будущее его бизнеса. Каждый платит за свои ошибки: в случае если предприниматель принимает неверные решения, то он платит рублем.

Как правильно считать прибыль?

Одна из наиболее распространенных проблем: руководители не умеют считать прибыль. В связи с этим они опираются на ложные данные о деятельности своей компании и, соответственно, принимают неверные управленческие решения.

Прибыль – виртуальный показатель, который может быть заключен не только в деньгах, но и в запасах, дебиторской задолженности и основных средствах. Тем не менее, важно правильно оценивать прибыль, чтобы понимать перспективы развития компании.

Основные ошибки, допускаемые при расчете прибыли:

Выручка ≠ Поступление

  • Поступления – это поступление денежных средств в кассу.
  • Выручка – это объем исполненных обязательств перед клиентом независимо от того, пришла оплата или нет (включается дебиторская задолженность, но не включаются авансовые платежи).

Затраты ≠ Расходы

Затраты включают в себя расходы и активы, которые могут быть выражены в форме денег, запасов, оборудования. Переход активов из одной формы в другую (покупка оборудования или запасов) не является расходом.

Прибыль ≠ Деньги в кассе

Могут возникать ситуации, когда:

  • компания убыточная, но денег в кассе много: кредиторская задолженность перед поставщиками и клиентами;
  • компания прибыльная, но денег не хватает: кассовый разрыв, обслуживание дебиторской задолженности клиентов и поставщиков, деньги заморожены на складе.

Однако даже в том случае если предприниматель правильно посчитал прибыль, он должен понимать, что чистая прибыль ≠ деньги собственника, которые он может потратить. Как каждый человек ставит в своей жизни цели, так и у бизнеса есть свои цели, с которыми соотносятся три функции прибыли:

  • показатель эффективности работы руководителя и оплата дивидендов собственнику бизнеса;
  • страховка от рисков: компания должна зарабатывать достаточно прибыли, чтобы покрывать эти риски;
  • финансирование развития и инноваций.

В связи с этим прибыль следует распределять в процентном соотношении (данные проценты являются приблизительными – конечное решение всегда остается за руководителем):

  • себе (30%): дивиденды;
  • в компанию (70%):
    • развитие компании (20%),
    • развитие команды (20%),
    • резервный фонд (20%),
    • бонусы топ-менеджменту (10%).

Отчетность

Управленческие решения могут приниматься как на основе интуиции (не самый удачный вариант), так и на базе набора фактов и цифр (ведет к большей эффективности и взвешенности решений). Их источником для руководителя является отчетность компании. В этом смысле она выполняет три важнейшие функции:

  • помогает анализировать прошлое;
  • помогает планировать будущее;
  • помогает оценить стоимость и привлекательность бизнеса.

Какая информация действительно нужна предпринимателю?

План работы компании – финансовая модель: перед тем как организовывать бизнес-процессы, необходимо понять цель и ожидаемые результаты от ведения бизнеса.

Что показывает финансовая модель («рентген бизнеса»)?

  • ожидаемая прибыль за год;
  • точка безубыточности;
  • ключевой показатель, который увеличивает прибыль в разы;
  • наличие кассовых разрывов;
  • будущее бизнеса в случае роста.

Базовая информация – три главных отчета руководителя:

Отчет о движении денежных средств (про деньги).

Для генерации прибыли бизнесу необходимы активы, в качестве которых могут выступать деньги, основные средства, нематериальные активы, запасы и дебиторская задолженность. Однако деньги для большинства людей является приоритетной формой активов, на которую обращено наибольшее внимание, в силу их высокой ликвидности: они удобны для выплаты зарплат, расчета с поставщиками и прочими контрагентами.

Топ-5 ошибок предпринимателей по отношению к деньгам:

  • тратить деньги поставщиков и клиентов (авансовые платежи, которые по факту еще не заработаны) на развитие;
  • выводить больше денег, чем зарабатывает бизнес;
  • совершать импульсивные покупки;
  • поспешно платить по долгам (тратятся деньги, которые необходимы для операционной деятельности компании);
  • гнаться за ростом продаж и бездумно тратиться на рекламу.

Отчет о движении денежных средств помогает грамотно управлять деньгами и отвечает на вопрос: «Хватит ли у компании денег, чтобы рассчитаться по своим обязательствам?»

Основные проблемы данного вида отчетности:

  • не показывает, сколько денег в кассе Ваших, а сколько чужих;
  • ничего не говорит об эффективности работы руководителя;
  • не показывает, насколько эффективно работает компания.

Учет денег может вестись при помощи Google-таблиц, 1С, онлайн-сервисов управленческого учета. Вне зависимости от выбора формы учеты крайне важным является ясность и прозрачность предоставления информации.

Отчет о прибылях и убытках (про эффективность).

Данный вид отчетности показывает, насколько эффективно работает компания, а также учитывает возникающие у нее обязательства (считается без учета НДС).

Управленческий баланс (про богатство или банкротство).

Данный вид отчетности помогает оценить масштаб развития компании и отвечает на такие вопросы как:

  • Прибыль есть, а где деньги?
  • Кому принадлежит компания?
  • Сколько в компании собственных денег?

Структура баланса:

  • Активы: то, что принадлежит компании.
    • Внеоборотные: основные средства и нематериальные активы;
    • Оборотные: деньги, запасы и дебиторская задолженность.
  • Пассивы: то, за счет чего образовались активы.
    • Собственный капитал: уставной капитал и чистая прибыль;
    • Обязательства: долгосрочная и краткосрочная задолженность, кредиты и займы, кредиторская задолженность.

Управленческий баланс отражает положение дел в компании НА конкретный период, в то время как ДДС и ОПиУ собирается ЗА период.