Вебинар

Чужие грабли: стартуем в соцбизнесе без ошибок

О вебинаре

Вебинар провела Надежда Мамаева, эксперт Фонда «Наше будущее», тренер Школы СП и руководитель акселератора «Формула Роста» в Калининграде.

Основные проблемы, возникающие на пути открытия и ведения бизнеса, и способы их решения:

1. Изменение законодательства

  • мониторить законодательные акты в отрасли;
  • изучить планы развития и застройки района, города и т.д.
  • отслеживать новости, связанных с Вашей отраслью;
  • перспективное мышление;
  • предоставлять дополнительные услуги, позволяющие снизить издержки от измененного законодательства.

2. Разлад между партнерами (несколькими собственниками бизнеса)

  • четко распределять обязанности между учредителями и их долей в бизнесе;
  • документально закрепить условия выхода из бизнеса и иные ключевые моменты ведения бизнеса (партнерское соглашение);
  • жестко контролировать основные бизнес-процессы и все финансовые вопросы.

3. Неправильно подобранное помещение

Возможные проблемы:

  • не учтены требования к помещению в соответствии со спецификой бизнеса;
  • не определены нежелательные соседи (конкуренты);
  • не собрана информация о реальной стоимости подходящих помещений;
  • спешка и невнимательность при выборе помещения;
  • недостаточность оценки целевого трафика (клиентских потоков);
  • большое влияние посредников;
  • отсутствие юридического аудита.

Как избежать проблем:

  • желательно не покупать помещение на старте бизнеса, а брать его в аренду;
  • заключать долгосрочный договор на аренду помещения;
  • обращаться к юристу при составлении договора;
  • тщательно проверять соответствие помещения требованием контролирующих органов (Санэпидемстанции, Роспотребнадзора);
  • тестировать помещение с точки зрения клиентского потока;
  • не производить дорогостоящий ремонт и не устанавливать дорогостоящее не подлежащее демонтажу оборудование на арендуемых площадях или обговаривать все условия с собственником (например, в счет арендной платы за первый год)

4. Переоценка спроса

  • исследовать рынок: опросы, интервью с целевой аудиторией;
  • понимать потребности клиентов;
  • понимать реальный объем целевой аудитории;
  • разработать финансовую модель, в частности план продаж на ближайшие 3-5 лет;
  • оценивать спрос по пессимистичному сценарию;
  • правильно оценивать конкурентную среду;
  • оценить все внешние и внутренние факторы, способные повлиять на спрос;
  • оценивать риски и понимать способы их минимизации.

5. Финансовая нагрузка на проект

  • кредитных денег в Вашем бизнесе должна быть только часть;
  • брать кредит следует на закупку лишь того оборудования, в эффективности и необходимости которого Вы уже убедились на 100%;
  • кредиты должны увеличивать Вашу прибыль;
  • нельзя брать кредиты, если расчеты показывают убыточную модель Вашего бизнеса;
  • брать кредит нужно лишь в том случае, если прибыль, полученная от кредитных денег, будет превышать величину процентов, уплаченных за этот кредит;
  • рассчитать кредитную нагрузку на проект (= совокупная прибыль за период × доля от прибыли на обслуживание кредита).

6. Отсутствие оборотного капитала

  • просчитать перед стартом бизнеса необходимую для ведения бизнеса сумму на полгода-год вперед;
  • составить финансовую модель бизнеса;
  • оценить потребность в финансовых вливаниях исходя из пессимистичного сценария;
  • определить минимальный уровень продаж и оценить, насколько он выполним;
  • составить SWOT-анализ будущего бизнеса.

7. Разработка маркетинговой стратегии

  • не ориентироваться на поведение лидера;
  • не следовать слишком сложным стратегиям (продукт должен быть понятен потребителю);
  • анализировать промежуточные результаты;
  • развиваться;
  • не отказываться от классических инструментов продвижения;
  • не быть навязчивым;
  • обращать внимание на конкурентов;
  • уделять внимание интересам потребителей.

8. Незапланированное увеличение бюджета и сроков запуска проекта

  • планировать бизнес исходя из пессимистичного сценария;
  • на начальном этапе планировать все стадии проекта со специалистами в каждой из областей, а также учитывать максимальный запас по срокам по каждому этапу;
  • при заключении договора поставки особое внимание следует уделить условиям о качестве товара.

9. Ненадежные контрагенты

  • проверять контрагентов