Вебинар

Личный опыт. Создание пансионата для пожилых людей: от идеи до воплощения

О вебинаре


Вебинар провела Татьяна Анатольевна Коврижных, операционный директор Социального гериатрического центра «Опека».

По статистике, пожилыми считаются люди старше 75 лет. Среди них есть как те, кто живет самостоятельной жизнью и нянчит внуков, так и те, кто не может за собой ухаживать. Именно для второй категории пожилых людей создаются пансионаты.

Трудности, возникающие на пути создания пансионата для пожилых людей:

  • особенности менталитета и общественные стереотипы: в сознании русского человека закрепилось мнение, что дом престарелых – это плохо, и пожилых людей туда «сдают», чтобы избавиться от забот по их уходу;
  • неосведомленность общества о существующей услуге: мало кто в России понимает, что кроме государственных домов престарелых существуют и частные пансионаты иного типа, где предоставляются совершенно иные условия содержания;
  • особенности подбора здания и квалифицированного персонала: возникают сложности при выборе такого помещения (внутренней планировки, территории для прогулок, коммуникаций) и сотрудников (сиделок, медицинских сестер, психологов-аниматоров, поваров и др.), которые создавали бы максимально комфортные условия для жизни малоподвижных людей пожилого возраста.

При открытии пансионата для пожилых людей встает вопрос о том, заключит ли организация договор подряда с медицинской организацией или будет получать медицинскую лицензию. Несмотря на то, что процесс лицензирования требует значительных дополнительных финансовых (существенно влияет на себестоимость оказания услуг) и временных вложений (6-12 месяцев с момента открытия), наличие у заведения медицинской лицензии имеет целый ряд позитивных моментов:

  • оказание дополнительных услуг для пожилых людей;
  • преимущество перед конкурентами;
  • спокойствие родственников проживающих;
  • возможность быстрого и своевременного оказания помощи.

Прочие моменты, связанные с открытием пансионата для пожилых людей (ответы на вопросы слушателей лекции):

  • Открытие пансионата следует начать с вопроса: действительно ли Вы обладаете достаточным желанием для открытия дома престарелых? Нужно понимать, что в этом бизнесе Вам придется столкнуться с заболеваниями, смертями и слезами, поэтому, прежде чем открыть пансионат, изучите опыт других заведений и поймите для себя, готовы ли Вы взяться за такое дело. Количество персонала: сиделки (1:6) – 9 человек, повар (можно иметь свой штат поваров или обратиться к услуге кейтеринга), управляющий, сестра (сутки трое) – 4 человека, подсобный рабочий.
  • Сроки открытия пансионата: ремонтные работы в среднем занимают 1-6 месяцев, кроме того, нужно учитывать время необходимое на регистрацию компании и получение разрешений надзорных органов (Роспотребнадзора, пожарной инспекции, Санэпидемстанции); таким образом, время на запуск бизнеса занимает от 3 месяцев и больше.
  • Создание пансионата для пожилых людей становится рентабельным при наличии как минимум 50 подопечных. При подборе помещения следует исходить из следующего расчета: от 25 м2 на одного человека. Таким образом, минимальная площадь здания будет составлять 1250 м2. Кроме того, нужно учитывать необходимую площадь для медицинской деятельности, которая должна составлять порядка 100 м2.
  • Согласно закону №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», частным пансионатам оказывается господдержка в виде компенсации стоимости оказания социальных услуг при условии соблюдения ряда требований, которые позволяют войти в реестр поставщиков социальных услуг: наличие медицинской лицензии,  существование организации более 5 лет и др.
  • Целевая аудитория в такого рода бизнесе делится на две категории: непосредственно сами проживающие и их родственники. Необходимо учитывать пожелания обеих сторон и находить правильный баланс между ними, поскольку зачастую эти мнения не совпадают: родственники не всегда могут адекватно оценить состояние своих близких.
  • Наиболее распространенные ошибки, которые можно допустить при открытии пансионата связаны с ожиданием быстрой прибыли, подбором здания и неправильным продвижением услуги. Основными каналами рекламной кампании могут являться интернет-продвижение, СМИ, сарафанное радио.