Вебинар

Бухгалтерия малого бизнеса: что нужно знать предпринимателю

О вебинаре

Вебинар провел Станислав Николаев, ведущий эксперт бухгалтерского сервиса для предпринимателей «Кнопка».

Частые ошибки предпринимателей:

  • Ошибки в выборе формы для ведения бизнеса
    • ИП (не юридическое лицо): легко начать и закончить, минимум отчетности;
    • ООО (юридическое лицо): быстрый старт, долгая ликвидация, больше отчетности;
    • НКО (юридическое лицо): долгий старт и ликвидация, отчетность в Министерстве юстиций.

Рекомендации: «семь раз отмерь, один раз зарегистрируй», перед выбором формы для ведения бизнеса следует тщательно взвесить все «за» и «против».

  • Ошибки при выборе системы налогообложения:
    • предприниматель выбрал не ту систему налогообложения;
    • предприниматель правильно выбрал систему, но не подал уведомление в налоговую.

Рекомендации: знать доходы и расходы, считать и сравнивать; быть внимательным к бюрократическим нюансам.

  • Ошибки при выборе адреса регистрации
  • предприниматель выбрал адрес массовой регистрации (адрес, по которому зарегистрировано несколько компаний) – привлекает повышенное внимание со стороны налоговых служб и отпугивает контрагентов;
  • предпринимателю отказали в регистрации.

Рекомендации: проверить адрес регистрации на массовость на сайте ФНС; можно регистрировать компанию по домашнему адресу.

  • Беспорядок в документах

Рекомендации: хранить все документы в одном месте; делать фотографии или сканы всех документов; вести электронный документооборот.

  • Желание делать все самостоятельно

Рекомендации: делегировать задачи.

Нужен ли Вашему бизнесу бухгалтер?

  • Какие организации обязаны вести бухучет?
  • ИП без работников не обязан вести бухучет;
  • ООО/НКО обязаны вести учет.

Календарь подачи отчетности:

  • Как подобрать бухгалтера?

Ключевые профессиональные компетенции каждого бухгалтера:

  • знать, что предстоит;
  • брать общение с налоговой, пенсионным фондом и фондом социального страхования на себя;
  • знать безопасные пути: как сделать так, чтобы отчетность не вызвала дополнительных вопросов и осложнений;
  • говорить понятно.

Вопросы, которые следует задать бухгалтеру, чтобы понять, подходит ли он Вам:

  • в какой программе будет вестись учет (1С, Парус, Инфо-Бухгалтер, Контур.Эльба);
  • из чего складывается стоимость услуг; есть ли доплаты;
  • будет ли доступ к базе, в которой ведется учет;
  • как предприниматель будет узнавать о том, что происходит;
  • как забрать базу;
  • будут ли предпринимателю сообщать о сумме налога заранее;
  • умеет ли бухгалтер заниматься вопросами возмещения ФСС;
  • будет ли бухгалтер работать с интернет-банком;
  • как предприниматель сможет проверить работу бухгалтера;
  • какую ответственность несет бухгалтер.

Рекомендации: читать договор, а не только прайс-лист.

Стоит ли отдавать бухгалтерию на аутсорсинг?

Большинство людей считает, что иметь штатного бухгалтера лучше, чем отдавать бухгалтерию на аутсорсинг, потому что штатный бухгалтер:

  • более ответственный: предприниматель контролирует его + ему есть, что терять (зарплату);
  • более быстрый: он всегда рядом.

Однако близость бухгалтера не означает, что предприниматель сможет проверить качество его работы. Существует ряд недостатков найма штатного бухгалтера:

  • ответственность за его ошибки ложится на предпринимателя: финансовые и нефинансовые риски;
  • фонд оплаты труда включает страховые взносы в размере 30% от суммы зарплаты работника.

Когда Вам не подходит аутсорсинг?

  • очень большая номенклатура;
  • большое количество сотрудников (30+);
  • большой объем сделок и операций по расчетному счету (15-20 в день);
  • если Вы хотите, чтобы бухгалтер выполнял также дополнительные функции (финансовый директор и др.), но следует помнить, что главбух (смотрит в прошлое) ≠ финдиректор (смотрит в будущее);
  • Вам нужно быть на связи с бухгалтером 24/7 или Вам важна быстрота выполнения задач, но следует помнить, что бухгалтерия требует времени (в крайнем случае счета и платежки можно выставлять самостоятельно).

Что можно автоматизировать и как экономить время?

  • Выставление счетов
    • использовать интернет-сервисы: Zinvoice.ru, Контур.Бухгалтерия и др.;
    • использовать CRM-системы (интегрированы с 1С): amoCRM, Битрикс24;
    • сделать шаблоны в Word и Excel.
  • Выписка
    • автозагрузка из интернет-банка;
    • не токен, а авторизация по логину и паролю => больше мобильности.
  • Отчетность
    • поручить не бухгалтеру, а банку (в случае, если Вы – ИП на упрощенной системе налогообложения): Сбербанк, Альфа-Банк, Точка, Тинькофф.
  • Коммуникация с налоговой
    • использовать личный кабинет на nalog.ru
  • Минимизировать бумажный документооборот
    • акты в электронном виде;
    • разместить публичную оферту для оказания услуг на сайте;
    • договор-счет для торговли;
    • электронный документооборот.
  • Запись разговоров
    • IP-телефония;
    • облачная АТС;
    • программа для смартфона.
  • Отслеживание сайтов
    • подписаться на рассылку;
    • использовать плагин для браузера (Update Scanner).
  • Создание собственных автоматизирующих программ (например, с помощью сервиса IFTTT)