Вебинар провела Лола Шурыгина, основатель и руководитель частной семейной школы «Макарун», член правления «Лиги образования», член экспертного совета АСН и мама троих детей.
Стоит ли запускать свой социальный бизнес?
ДА, если
- у Вас есть деньги на старт и следующие 2 года работы;
- Вы планируете зарабатывать;
- Вы знаете, что будете делать с этим спустя 5-15 лет.
НЕТ, если
- Вам «чуть-чуть не хватает денег», но Вы «найдете»;
- Вы хотите школу для своего ребенка;
- Вы в декрете, но у Вас есть Миссия.
Советы:
- обзавестись партнером, который разбирается в финансовых вопросах;
- пройти стажировку в похожем пространстве (год-полтора).
Основные ошибки на пути запуска и ведения бизнеса и действия, позволяющие избежать их:
Доходная часть
- не учтен процент набора детей в школу => ежемесячные кассовые разрывы
Решение: закладывать в бюджет риски недобора при старте
- предлагать инновационный продукт стандартными способами продвижения на консервативную родительскую аудиторию
Решение: сперва удовлетворить базовую потребность родителей в безопасности будущего своего ребенка (качественное образование, уважительная атмосфера и социальная среда) и уже после этого предлагать им дополнительную ценность и уникальное торговое предложение
- считать, что ценность, которую Вы предлагаете как автор школы, первична
Решение: правильно определиться с собственным позиционированием уже на старте, для чего необходимо:
- правильно сопоставить свои расходы с позиционированием (какой это продукт с точки зрения расходов);
- убедиться, что предлагаемая рыночная стоимость соответствует этому позиционированию;
- убедиться, что при данном позиционировании не возникает кассовый разрыв
Пример пирамиды позиционирования на рынке частных детских школ:
- неправильное формирование продуктовой линейки
Решение: формирование прайса и ассортиментной матрицы в соответствии с правилами построения продуктовой линейки
Классические компоненты продуктовой линейки:
- флагман (например, начальная школа): должен приносить 50% ежемесячной выручки и покрывать 100% расходов, а также запланированную норму прибыли;
- субфлагман (детский сад, нулевой класс): дополнительный продукт, который приносит около 30% выручки и является допродающим основной продукт;
- прицеп (продленка, услуги специалистов, кружки): составляет 20% от выручки и имеет самую большую торговую наценку.
Расходная часть
- неправильная структура расходной части
Решение: заранее оценивать расходы Вашего бизнеса и сопоставлять их значения со средними цифрами, после чего вновь скорректировать расходную часть бюджета
- Помещение: необходимо грамотно и осторожно выбирать площадь для проведения занятий, а также учитывать все нюансы, которые могут возникнуть при ее эксплуатации (подробнее ознакомиться с критериями выбора можно по ссылке: https://edexpert.ru/shurygina)
- Маркетинг:
- не стоит рассчитывать на стандартные методы продвижения Вашего авторского продукта – они являются лишь фундаментом маркетинговой стратегии;
- не стоит использовать сразу все возможные каналы продвижения, рекламную кампанию следует формировать исходя из потребностей Вашей целевой аудитории, необходимо учитывать возражения и пожелания родителей и фиксировать их в стартовых договоренностях.