Вебинар провел Александр Афанасьев, сооснователь консалтингового бюро «Нескучные финансы», которое ведет управленческий учет в малом бизнесе.
Социальное предпринимательство – это разновидность бизнеса, где главной идеей является решение социальных проблем, однако, в отличие от чистой благотворительности, здесь также важны идеи самоокупаемости и прибыльности проекта.
Успешность предпринимателя определяется его способностью принимать взвешенные управленческие решения, которые будут оказывать влияние на будущее его бизнеса. Каждый платит за свои ошибки: в случае если предприниматель принимает неверные решения, то он платит рублем.
Как правильно считать прибыль?
Одна из наиболее распространенных проблем: руководители не умеют считать прибыль. В связи с этим они опираются на ложные данные о деятельности своей компании и, соответственно, принимают неверные управленческие решения.
Прибыль – виртуальный показатель, который может быть заключен не только в деньгах, но и в запасах, дебиторской задолженности и основных средствах. Тем не менее, важно правильно оценивать прибыль, чтобы понимать перспективы развития компании.
Основные ошибки, допускаемые при расчете прибыли:
Выручка ≠ Поступление
- Поступления – это поступление денежных средств в кассу.
- Выручка – это объем исполненных обязательств перед клиентом независимо от того, пришла оплата или нет (включается дебиторская задолженность, но не включаются авансовые платежи).
Затраты ≠ Расходы
Затраты включают в себя расходы и активы, которые могут быть выражены в форме денег, запасов, оборудования. Переход активов из одной формы в другую (покупка оборудования или запасов) не является расходом.
Прибыль ≠ Деньги в кассе
Могут возникать ситуации, когда:
- компания убыточная, но денег в кассе много: кредиторская задолженность перед поставщиками и клиентами;
- компания прибыльная, но денег не хватает: кассовый разрыв, обслуживание дебиторской задолженности клиентов и поставщиков, деньги заморожены на складе.
Однако даже в том случае если предприниматель правильно посчитал прибыль, он должен понимать, что чистая прибыль ≠ деньги собственника, которые он может потратить. Как каждый человек ставит в своей жизни цели, так и у бизнеса есть свои цели, с которыми соотносятся три функции прибыли:
- показатель эффективности работы руководителя и оплата дивидендов собственнику бизнеса;
- страховка от рисков: компания должна зарабатывать достаточно прибыли, чтобы покрывать эти риски;
- финансирование развития и инноваций.
В связи с этим прибыль следует распределять в процентном соотношении (данные проценты являются приблизительными – конечное решение всегда остается за руководителем):
- себе (30%): дивиденды;
- в компанию (70%):
- развитие компании (20%),
- развитие команды (20%),
- резервный фонд (20%),
- бонусы топ-менеджменту (10%).
Отчетность
Управленческие решения могут приниматься как на основе интуиции (не самый удачный вариант), так и на базе набора фактов и цифр (ведет к большей эффективности и взвешенности решений). Их источником для руководителя является отчетность компании. В этом смысле она выполняет три важнейшие функции:
- помогает анализировать прошлое;
- помогает планировать будущее;
- помогает оценить стоимость и привлекательность бизнеса.
Какая информация действительно нужна предпринимателю?
План работы компании – финансовая модель: перед тем как организовывать бизнес-процессы, необходимо понять цель и ожидаемые результаты от ведения бизнеса.
Что показывает финансовая модель («рентген бизнеса»)?
- ожидаемая прибыль за год;
- точка безубыточности;
- ключевой показатель, который увеличивает прибыль в разы;
- наличие кассовых разрывов;
- будущее бизнеса в случае роста.
Базовая информация – три главных отчета руководителя:
Отчет о движении денежных средств (про деньги).
Для генерации прибыли бизнесу необходимы активы, в качестве которых могут выступать деньги, основные средства, нематериальные активы, запасы и дебиторская задолженность. Однако деньги для большинства людей является приоритетной формой активов, на которую обращено наибольшее внимание, в силу их высокой ликвидности: они удобны для выплаты зарплат, расчета с поставщиками и прочими контрагентами.
Топ-5 ошибок предпринимателей по отношению к деньгам:
- тратить деньги поставщиков и клиентов (авансовые платежи, которые по факту еще не заработаны) на развитие;
- выводить больше денег, чем зарабатывает бизнес;
- совершать импульсивные покупки;
- поспешно платить по долгам (тратятся деньги, которые необходимы для операционной деятельности компании);
- гнаться за ростом продаж и бездумно тратиться на рекламу.
Отчет о движении денежных средств помогает грамотно управлять деньгами и отвечает на вопрос: «Хватит ли у компании денег, чтобы рассчитаться по своим обязательствам?»
Основные проблемы данного вида отчетности:
- не показывает, сколько денег в кассе Ваших, а сколько чужих;
- ничего не говорит об эффективности работы руководителя;
- не показывает, насколько эффективно работает компания.
Учет денег может вестись при помощи Google-таблиц, 1С, онлайн-сервисов управленческого учета. Вне зависимости от выбора формы учеты крайне важным является ясность и прозрачность предоставления информации.
Отчет о прибылях и убытках (про эффективность).
Данный вид отчетности показывает, насколько эффективно работает компания, а также учитывает возникающие у нее обязательства (считается без учета НДС).
Управленческий баланс (про богатство или банкротство).
Данный вид отчетности помогает оценить масштаб развития компании и отвечает на такие вопросы как:
- Прибыль есть, а где деньги?
- Кому принадлежит компания?
- Сколько в компании собственных денег?
Структура баланса:
- Активы: то, что принадлежит компании.
- Внеоборотные: основные средства и нематериальные активы;
- Оборотные: деньги, запасы и дебиторская задолженность.
- Пассивы: то, за счет чего образовались активы.
- Собственный капитал: уставной капитал и чистая прибыль;
- Обязательства: долгосрочная и краткосрочная задолженность, кредиты и займы, кредиторская задолженность.
Управленческий баланс отражает положение дел в компании НА конкретный период, в то время как ДДС и ОПиУ собирается ЗА период.