Вебинар

Частный детский сад: как отличаться от конкурентов

Вебинар провела Наталья Петрова, учредитель сети детских развивающих центров «СЁМА» в г. Иваново, сети частных детских садов «СёмаСад», а также сети центров конструирования и образовательной робототехники «Вундеркинд», победитель всероссийского конкурса «Социальный предприниматель-2015» и конкурса «Детский сад года» в 2013 и 2017 гг., председатель Ассоциации частных детских садов Ивановской области.

В настоящее время рынок частных детских садов крайне перенасыщен, в связи с чем ситуация в данной области сильно меняется. Например, недавно был издан новый Указ Президента о ликвидации очередей в детские сады для детей 3-7 лет к 2021 году. В то же самое время уже сейчас чувствуется демографический спад и снижение рождаемости. Совокупность этих факторов ведет к перекраиванию рынка и перепрофилированию частных детских садов:

  • фокус смещается на детей в возрасте около 1,5 лет;
  • увеличивается предложение услуг дополнительного образование для детей;
  • для стимулирования дополнительного спроса со стороны родителей предлагается услуги группы продленного дня;
  • некоторые предприниматели постепенно переходят в сегмент частных детских школ;
  • в связи с возрастающей конкуренцией в данной сфере действует принцип «выживает сильнейший», а потому все больший упор делается на повышение качества предоставляемых услуг.

Как создать конкурентное преимущество и повысить качество предоставляемых услуг?

  • Продолжительная история: в глазах клиентов большой опыт за плечами заведения синонимичен его надежности и устойчивости; если же сад был открыт совсем недавно, следует пользоваться чужим опытом и историей.
  • Репутация: отсутствие негативных отзывов (особенно актуально для небольших городов, где очень хорошо работает сарафанное радио).
  • Уникальное торговое предложение: в этом бизнесе необходимо пытаться максимально отличаться от конкурентов.
  • Гарантия защищенности: недавние события (ТЦ «Зимняя вишня», Астрахань) заставили родителей с особым трепетом относится к безопасному пребыванию своих детей в детском саду.
  • Непрерывный образовательный процесс: популярностью пользуются многопрофильные детские центры, которые по сути «взращивают» ребенка и предоставляют полный цикл услуг – однажды придя в ясельную группу или детский сад, он в дальнейшем продолжает ходить в школу, группу продленного дня или на дополнительные занятия.
  • Персональный подход: крайне сложно обеспечить, поскольку услуги детских садов носят групповой характер, однако грамотный подбор персонала и увеличение числа сотрудников может дать родителям ощущение того, что с ребенком работают индивидуально.
  • Помещение: можно выделиться среди конкурентов нестандартным интерьером или оборудованием.
  • Здоровьесберегающие технологии: для повышения иммунитета, сохранения здоровья и снижения заболеваемости среди детей рекомендуется принять ряд соответствующих мер (поддержание чистоты и дезинфекция, мойка воздуха, использование кварцевых ламп, посудомоечной машины, одноразовых расходников, витаминизация, выбор хорошего врача-педиатра, создание партнерских программ с частными медицинскими клиниками, осуществление контроля за качеством питания).
  • Медицинская лицензия: наличие медицинского кабинета и лицензии увеличивает размер предоставляемых государством субсидий на оздоровительные программы в 3 раза.
  • Узкая специализация: частный детский сад может выгодно отличиться от конкурентов, выбрав для себя узкую специализацию (аллергики, ЭКО, язык, логопедия, коррекция, творчество, методика Монтессори, Вальдорфа и др., уклон на технологическое дошкольное образование).
  • Полное обеспечение: отсутствие регулярных сборов с родителей, ребенок обеспечивается всем необходимым со стороны детского сада (канцтовары, хозтовары, мебель и оборудование, расходники, игрушки, пособия, материалы самого высокого качества и др.).
  • Лицензия на дошкольное и дополнительное образование: хотя процедура лицензирования требует большого количества временных и финансовых затрат, она дает заведению ряд преимуществ:
    • выход детского сада на совершенно иной качественный уровень предоставления услуг;
    • возможность получать субсидии, которые идут на фонд оплаты труда, гарантируя таким образом качество персонала;
    • для родителей наличие такой лицензии у детского сада означает качество предоставления образовательных услуг;
    • для родителей наличие у детского сада образовательной лицензии дает возможность возврата НДФЛ;
    • становится возможной оплата услуг детского сада из средств материнского капитала.
  • Система все включено: детский сад может предоставлять широкий спектр услуг дополнительного образования, комбинируя их с базовыми программами ФГОС. Помимо очевидных преимуществ такого подхода, это также экономит родителям время – им не нужно везти ребенка в отдельную студию или секцию.
  • Демонстрация и подтверждение качества образования: детский сад может убедить родителей в эффективности образовательных программ при помощи следующих мер:
    • проведение диагностики детей разными специалистами (дефектолог, психолог, педиатр, логопед и др.);
    • организация открытых уроков;
    • ведение дневников развития;
    • предоставление фотоотчетов с занятий;
    • проведение полезных мероприятий для родителей.
  • Создание ажиотажа: привлечь внимание родителей можно следующими способами:
    • сарафанное радио (особенно хорошо работает для небольших городов);
    • эффективная работа отдела продаж;
    • лидогенерация (сбор базы данных потенциальных клиентов с конкретными контактами) через публикацию контента, таргетированную рекламу, организацию и участие в общегородских (день города, праздники, конкурсы муниципальных детских садов, партнерские программы) и локальных (бесплатные спектакли, конкурсы с партнерами, мастер-классы, тематические праздники) мероприятиях.
  • Сотрудничество с конкурентами: вступление в ассоциацию частных детских садов и центров развития имеет множество позитивных моментов:
    • позволяет наладить адекватный диалог с властями;
    • дает возможность продвижения мер поддержки частного сектора на региональном уровне;
    • позволяет принимать участие в программах поддержки;
    • предполагает преференции открытым к диалогу предпринимателям;
    • предоставляет дополнительные возможности развития бизнеса и взаимовыгодного партнерства.