Вебинар провела Надежда Мамаева, эксперт Фонда «Наше будущее», тренер Школы СП и руководитель акселератора «Формула Роста» в Калининграде.
Основные проблемы, возникающие на пути открытия и ведения бизнеса, и способы их решения:
1. Изменение законодательства
мониторить законодательные акты в отрасли;
изучить планы развития и застройки района, города и т.д.
отслеживать новости, связанных с Вашей отраслью;
перспективное мышление;
предоставлять дополнительные услуги, позволяющие снизить издержки от измененного законодательства.
2. Разлад между партнерами (несколькими собственниками бизнеса)
- четко распределять обязанности между учредителями и их долей в бизнесе;
- документально закрепить условия выхода из бизнеса и иные ключевые моменты ведения бизнеса (партнерское соглашение);
- жестко контролировать основные бизнес-процессы и все финансовые вопросы.
3. Неправильно подобранное помещение
Возможные проблемы:
- не учтены требования к помещению в соответствии со спецификой бизнеса;
- не определены нежелательные соседи (конкуренты);
- не собрана информация о реальной стоимости подходящих помещений;
- спешка и невнимательность при выборе помещения;
- недостаточность оценки целевого трафика (клиентских потоков);
- большое влияние посредников;
- отсутствие юридического аудита.
Как избежать проблем:
- желательно не покупать помещение на старте бизнеса, а брать его в аренду;
- заключать долгосрочный договор на аренду помещения;
- обращаться к юристу при составлении договора;
- тщательно проверять соответствие помещения требованием контролирующих органов (Санэпидемстанции, Роспотребнадзора);
- тестировать помещение с точки зрения клиентского потока;
- не производить дорогостоящий ремонт и не устанавливать дорогостоящее не подлежащее демонтажу оборудование на арендуемых площадях или обговаривать все условия с собственником (например, в счет арендной платы за первый год)
4. Переоценка спроса
- исследовать рынок: опросы, интервью с целевой аудиторией;
- понимать потребности клиентов;
- понимать реальный объем целевой аудитории;
- разработать финансовую модель, в частности план продаж на ближайшие 3-5 лет;
- оценивать спрос по пессимистичному сценарию;
- правильно оценивать конкурентную среду;
- оценить все внешние и внутренние факторы, способные повлиять на спрос;
- оценивать риски и понимать способы их минимизации.
5. Финансовая нагрузка на проект
- кредитных денег в Вашем бизнесе должна быть только часть;
- брать кредит следует на закупку лишь того оборудования, в эффективности и необходимости которого Вы уже убедились на 100%;
- кредиты должны увеличивать Вашу прибыль;
- нельзя брать кредиты, если расчеты показывают убыточную модель Вашего бизнеса;
- брать кредит нужно лишь в том случае, если прибыль, полученная от кредитных денег, будет превышать величину процентов, уплаченных за этот кредит;
- рассчитать кредитную нагрузку на проект (= совокупная прибыль за период × доля от прибыли на обслуживание кредита).
6. Отсутствие оборотного капитала
- просчитать перед стартом бизнеса необходимую для ведения бизнеса сумму на полгода-год вперед;
- составить финансовую модель бизнеса;
- оценить потребность в финансовых вливаниях исходя из пессимистичного сценария;
- определить минимальный уровень продаж и оценить, насколько он выполним;
- составить SWOT-анализ будущего бизнеса.
7. Разработка маркетинговой стратегии
- не ориентироваться на поведение лидера;
- не следовать слишком сложным стратегиям (продукт должен быть понятен потребителю);
- анализировать промежуточные результаты;
- развиваться;
- не отказываться от классических инструментов продвижения;
- не быть навязчивым;
- обращать внимание на конкурентов;
- уделять внимание интересам потребителей.
8. Незапланированное увеличение бюджета и сроков запуска проекта
- планировать бизнес исходя из пессимистичного сценария;
- на начальном этапе планировать все стадии проекта со специалистами в каждой из областей, а также учитывать максимальный запас по срокам по каждому этапу;
- при заключении договора поставки особое внимание следует уделить условиям о качестве товара.
9. Ненадежные контрагенты
- проверять контрагентов