Вебинар

Бизнес в сфере робототехники: тренды и перспективы

Вебинар вели Юлия Таранова, генеральный директор сети клубов «Академия Гениев», и Александр Букаускас, директор по развитию проекта.

Несмотря на активный рост темпов промышленной робототехники в последние годы Россия по-прежнему сильно отстает от большинства развитых стран в данной области. Показатель плотности роботизации в нашей стране – 1 робот на 10 000 человек, для сравнения в Японии или Южной Корее этот показатель составляет порядка 400-500. В России практически нет компаний, создающих роботов: те 200 компаний, которые заняты в сфере робототехники, создают компоненты или же занимаются интеграцией и работой с программным обеспечением. Кроме того, ситуация усложняется нехваткой специалистов-практиков, а негибкая система образования в условиях недостатка квалифицированных педагогов не может обеспечить сферу робототехники достаточным предложением и оперативно подстраиваться под столь высокие темпы роста. В связи с этим актуальным становится предоставление дополнительных образовательных услуг по данному направлению, в особенности для детей, поскольку начинать заниматься информационными технологиями и программированием следует с самого юного возраста.

Образовательные продукты в сфере робототехники:

  • Самым популярным и востребованным решением для обучения программированию на сегодняшний день является LEGO Education. Данная система предлагает образовательные решения для разных возрастных групп (серии LEGO WeDo и LEGO Mindstorms) и является оптимальной на начальном уровне обучения (почти все дети знакомы с конструкторами LEGO). Более того, программа предлагает собственные методические пособия, которых, однако, хватает лишь на 2-3 месяца, а потому дальнейшее содержание придется создавать самостоятельно или искать сторонние продукты (РОБИТ – данных материалов хватит на 4-5 лет обучения).
  • Другим продуктом, подходящим для более продвинутых образовательных целей в области робототехники, является конструктор Tetrix. У него также есть собственные методические материалы, а кроме того, он совместим с линейкой LEGO Mindstorms.
  • Южнокорейский производитель My Robot Time предлагает линейку робототехнических конструкторов HUNA-MRT, выстроенной по принципу «от простого к сложному»: для младшего возраста существуют наборы по конструированию роботов, для детей постарше к этому также добавляются элементы программирования.
  • Для более продвинутого уровня существует платформа разработки электронных устройств Arduino, которая используется для созданий технологий умного дома и ракетостроении и с помощью которых можно создавать роботов любого уровня сложности. Работа с этим продуктом рекомендуется для подростков от 13-14 лет: детям помладше справиться с данной платформой будет трудно.
  • Российские производители также могут предложить несколько образовательных решений, например, модули для изучения основ робототехники Технолаб, предназначенные для различных возрастных групп и уровней сложности – от предварительного для экспертного. Продукт также имеет собственные методические разработки и широкий спектр возможностей для создания разнообразных роботов. Главным недостатком является цена данного конструктора – от 100 000 рублей и выше.
  • Также наборы электронных конструкторов и робототехники предлагает другой российский производитель – Амперка. Одним из наиболее известных продуктов данной фирмы является «Матрешка», дающая возможность ознакомиться с основами схемотехники и электрики. Этот образовательный продукт может использоваться как на начальном этапе, так и параллельно с изучением платформы Arduino.

С каким бы конструктором Вы ни работали крайне важно соблюдать баланс между развлекательной и образовательной составляющими. Основная задача обучения детей младшего возраста – привить интерес к информационным технологиям, а также желание самостоятельно изучать робототехнику и программирование.

Ключевые моменты при открытии бизнеса в сфере робототехники:

Целевая аудитория. Необходимо четко определить, кто является потребителем, а кто покупателем. В сфере детского дополнительного образования первыми выступают сами дети, а вторыми – их родители (в возрасте 28-50 лет, средний класс, преимущественно женщины).

Поиск болевых точек. Что действительно волнует целевую аудиторию, какие проблемы решает Ваш бизнес:

  • тревога за будущее ребенка;
  • страх, что ребенок попадет в плохую компанию;
  • обеспокоенность тем, что ребенок находится больше в виртуальном пространстве, чем в реальном, и бесполезно «сидит» в гаджетах.

Ценный продукт. Ваш бизнес должен предложить эффективное решение проблем целевой аудитории, которое имело бы для них ценность:

  • предоставление фундаментальных последовательных знаний в сфере ИТ в интересном игровом формате;
  • социализация и дополнительная занятость детей: лагеря дневного пребывания, проектные смены, квесты, соревнования, фестивали, слеты, защиты проектов и др.;
  • привитие культуры использования ИТ не в качестве потребления, а как инструмента для достижения результата в любой сфере деятельности и улучшения жизни вокруг себя.

Социальный эффект. Вы должны ясно понимать, какую пользу приносите обществу:

  • подготовка детей к профессиям будущего;
  • для детей с ОВЗ:
  • социальная адаптация и формирование профессиональных навыков для дальнейшего трудоустройства;
  • создание инклюзивного пространства, изменение отношения у детей к людям с ОВЗ, оценка людей по результату их деятельности, а не здоровью;
  • обеспечение занятости и развития детей в атмосфере любви и уважения.

Описание продукта. Тщательно продумайте Ваше предложение: оно может включать в себя курсы по робототехнике и программированию, лагерные смены во время каникул (как городские, так и выездные), летние интенсивы для детей и др.

Фишки. Ваш бизнес должен выгодно отличаться от конкурентов и предлагать нетривиальные решения потребительских проблем. Преимущества школы робототехники могут заключаться в особой технологии занятия, молодом и заинтересованном преподавательском составе, широком возрастном диапазоне принимаемых учеников, крутых событийных форматах и др.

Анализ конкурентов. Необходимо выявить конкурентные преимущества Вашего бизнеса и понять, чем может привлечь покупателей именно Ваша школа. Это может быть доступная стоимость обучения, непрерывность образовательного процесса, удобный график работы, широкий ассортимент программ и др.

Мотивация. Работа с детьми – атмосферный бизнес, поэтому, прежде чем открыть школу робототехники, Вам необходимо ответить самому себе на ряд вопросов:

  • Зачем лично вам это нужно?
  • Что полезного Вы хотите дать конкретному ребенку, городу, стране?
  • Какую пользу принесет ваша работа людям?
  • Какие ценности вы хотите привить детям?
  • Какая идеальную картину вашей компании в будущем?

Бизнес. Работа с детьми – хоть и социальный, но все же бизнес, поэтому не следует забывать о предпринимательской составляющей.

  • Что нужно считать: точку безубыточности, количество детей, воронку продаж, конверсию переходов из одной группы в другую.
  • Что нужно писать: (ВСЁ!) регламенты работы, критерии поиска сотрудников, технологию работы с детьми и их родителями, правила ведения учета, инструкции по организации досуга, скрипты продаж, руководство по маркетингу и др.

Команда. Важнейшим фактором успеха бизнеса в сфере детского образования является хорошо подобранный штат сотрудников. Для этого необходимо сделать следующее:

  • четко понять, кто нужен Вам в команду;
  • прописать функционал и задачи каждого сотрудника;
  • определить, какие качества должны быть у сотрудника, а каких не должно быть;
  • установить перечень ценностей, а также четких и ясных целей, которые должны разделять Вы и Ваша будущая команда;
  • только после выполнения вышеуказанных шагов Вы можете перейти к написанию объявления о поиске сотрудников (указывайте конкретные требования) и проведению собеседований (не задавайте прямые вопросы «в лоб», лучше использовать аккуратные косвенные вопросы о взглядах и ценностях кандидатов): ключевое в данном процессе – выявить ценности потенциального сотрудника, которые он будет тиражировать детям.

Финансирование. Кружки робототехники и программирования – это бизнес с высоким инвестиционным порогом:

  • необходимо приобрести конструкторы, компьютеры, проектор, материалы для занятий;
  • необходимо не только возобновлять парк оборудования, но и развивать новые направления, инвестировать в новое оборудование и методические материалы.

Источники финансирования:

  • программы льготного кредитования;
  • национальные и региональные гранты (президентские, федеральных и частных фондов и др.) и конкурсы («Лучший социальный проект»);
  • субсидии на компенсацию части затрат социальных предпринимателей;
  • региональные премии от местных правительств.

Основные ошибки предпринимателей или как делать НЕ надо:

  • руководитель сам не занимается управлением и развитием бизнеса, или занимается по остаточному принципу;
  • неправильно подобрана команда;
  • все внимание уделяется только социальной составляющей бизнеса;
  • учет ведется в голове или в Excel, что приводит к неправильным управленческим решениям: должна быть автоматизированная система, CRM и пр.;
  • нет прописанных технологий.