Вебинар провел Станислав Николаев, ведущий эксперт бухгалтерского сервиса для предпринимателей «Кнопка».
Частые ошибки предпринимателей:
- Ошибки в выборе формы для ведения бизнеса
- ИП (не юридическое лицо): легко начать и закончить, минимум отчетности;
- ООО (юридическое лицо): быстрый старт, долгая ликвидация, больше отчетности;
- НКО (юридическое лицо): долгий старт и ликвидация, отчетность в Министерстве юстиций.
Рекомендации: «семь раз отмерь, один раз зарегистрируй», перед выбором формы для ведения бизнеса следует тщательно взвесить все «за» и «против».
- Ошибки при выборе системы налогообложения:
- предприниматель выбрал не ту систему налогообложения;
- предприниматель правильно выбрал систему, но не подал уведомление в налоговую.
Рекомендации: знать доходы и расходы, считать и сравнивать; быть внимательным к бюрократическим нюансам.
- Ошибки при выборе адреса регистрации
- предприниматель выбрал адрес массовой регистрации (адрес, по которому зарегистрировано несколько компаний) – привлекает повышенное внимание со стороны налоговых служб и отпугивает контрагентов;
- предпринимателю отказали в регистрации.
Рекомендации: проверить адрес регистрации на массовость на сайте ФНС; можно регистрировать компанию по домашнему адресу.
- Беспорядок в документах
Рекомендации: хранить все документы в одном месте; делать фотографии или сканы всех документов; вести электронный документооборот.
- Желание делать все самостоятельно
Рекомендации: делегировать задачи.
Нужен ли Вашему бизнесу бухгалтер?
- Какие организации обязаны вести бухучет?
- ИП без работников не обязан вести бухучет;
- ООО/НКО обязаны вести учет.
Календарь подачи отчетности:
- Как подобрать бухгалтера?
Ключевые профессиональные компетенции каждого бухгалтера:
- знать, что предстоит;
- брать общение с налоговой, пенсионным фондом и фондом социального страхования на себя;
- знать безопасные пути: как сделать так, чтобы отчетность не вызвала дополнительных вопросов и осложнений;
- говорить понятно.
Вопросы, которые следует задать бухгалтеру, чтобы понять, подходит ли он Вам:
- в какой программе будет вестись учет (1С, Парус, Инфо-Бухгалтер, Контур.Эльба);
- из чего складывается стоимость услуг; есть ли доплаты;
- будет ли доступ к базе, в которой ведется учет;
- как предприниматель будет узнавать о том, что происходит;
- как забрать базу;
- будут ли предпринимателю сообщать о сумме налога заранее;
- умеет ли бухгалтер заниматься вопросами возмещения ФСС;
- будет ли бухгалтер работать с интернет-банком;
- как предприниматель сможет проверить работу бухгалтера;
- какую ответственность несет бухгалтер.
Рекомендации: читать договор, а не только прайс-лист.
Стоит ли отдавать бухгалтерию на аутсорсинг?
Большинство людей считает, что иметь штатного бухгалтера лучше, чем отдавать бухгалтерию на аутсорсинг, потому что штатный бухгалтер:
- более ответственный: предприниматель контролирует его + ему есть, что терять (зарплату);
- более быстрый: он всегда рядом.
Однако близость бухгалтера не означает, что предприниматель сможет проверить качество его работы. Существует ряд недостатков найма штатного бухгалтера:
- ответственность за его ошибки ложится на предпринимателя: финансовые и нефинансовые риски;
- фонд оплаты труда включает страховые взносы в размере 30% от суммы зарплаты работника.
Когда Вам не подходит аутсорсинг?
- очень большая номенклатура;
- большое количество сотрудников (30+);
- большой объем сделок и операций по расчетному счету (15-20 в день);
- если Вы хотите, чтобы бухгалтер выполнял также дополнительные функции (финансовый директор и др.), но следует помнить, что главбух (смотрит в прошлое) ≠ финдиректор (смотрит в будущее);
- Вам нужно быть на связи с бухгалтером 24/7 или Вам важна быстрота выполнения задач, но следует помнить, что бухгалтерия требует времени (в крайнем случае счета и платежки можно выставлять самостоятельно).
Что можно автоматизировать и как экономить время?
- Выставление счетов
- использовать интернет-сервисы: Zinvoice.ru, Контур.Бухгалтерия и др.;
- использовать CRM-системы (интегрированы с 1С): amoCRM, Битрикс24;
- сделать шаблоны в Word и Excel.
- Выписка
- автозагрузка из интернет-банка;
- не токен, а авторизация по логину и паролю => больше мобильности.
- Отчетность
- поручить не бухгалтеру, а банку (в случае, если Вы – ИП на упрощенной системе налогообложения): Сбербанк, Альфа-Банк, Точка, Тинькофф.
- Коммуникация с налоговой
- использовать личный кабинет на nalog.ru
- Минимизировать бумажный документооборот
- акты в электронном виде;
- разместить публичную оферту для оказания услуг на сайте;
- договор-счет для торговли;
- электронный документооборот.
- Запись разговоров
- IP-телефония;
- облачная АТС;
- программа для смартфона.
- Отслеживание сайтов
- подписаться на рассылку;
- использовать плагин для браузера (Update Scanner).
- Создание собственных автоматизирующих программ (например, с помощью сервиса IFTTT)